Главная / Новости

LEGAL Info

Муниципальное казенное учреждение (библиотека) наделено отдельными полномочиями по начислению платежей в бюджет в отношении доходов от оказания платных услуг (работ).
Расчеты с населением осуществляются по квитанции (форма 0504510), ежедневно выручка сдается в кассу, из кассы направляется на 04-й лицевой счет (доходный), открытый администратору доходов бюджета, являющемуся другим юридическим лицом.
На основании каких документов и какими бухгалтерскими проводками следует отразить в бюджетном учете казенного учреждения и администратора доходов рассматриваемые операции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации в бюджетном учете казенного учреждения подлежит отражению начисление задолженности плательщика перед бюджетом по уплате доходов (начисление доходов) на основании первичных учетных документов, оформляемых в этом же учреждении. Поступление доходов в бюджет отслеживает администратор кассовых поступлений, при этом дополнительного начисления доходов в учете администратора не производится.
Для учета расчетов по суммам доходов, подлежащих зачислению в доход соответствующего бюджета, при отсутствии у казенного учреждения полномочий администратора кассовых поступлений по платежам в бюджет, а также для учета расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором дохода бюджета (казенным учреждением), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, применяются счет 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты" и счет 304 04 "Внутриведомственные расчеты".

Обоснование вывода:
Любые доходы казенного учреждения подлежат зачислению в соответствующий бюджет (см., в частности, ст. 41, п. п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Операции по администрированию поступлений в бюджет сумм доходов от оказания казенными учреждениями платных услуг отражаются на лицевом счете уполномоченного администратора доходов бюджета.
Объем полномочий администраторов доходов бюджета и порядок их осуществления устанавливаются правовым актом главного администратора доходов бюджета, изданным в соответствии с бюджетным законодательством (п. 3 ст. 160.1 БК РФ).
В рассматриваемой ситуации казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет. В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения подлежит отражению начисление задолженности плательщиков перед бюджетом по уплате доходов (начисление доходов) на основании первичных учетных документов, оформляемых в этом же учреждении. Форма первичного документа будет зависеть от вида оказываемых (выполняемых) за плату услуг (работ) казенным учреждением. Например, начисление в учете доходов от услуг по ксерокопированию могут быть отражены в учете на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833). Поступление же доходов в бюджет отслеживает администратор кассовых поступлений, которому в органах казначейства открывается соответствующий лицевой счет. При этом дополнительного начисления доходов в учете администратора не производится.
Для учета расчетов по суммам доходов, подлежащих зачислению в доход соответствующего бюджета, при отсутствии у казенного учреждения полномочий администратора кассовых поступлений по платежам в бюджет, а также для учета расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором дохода бюджета (казенным учреждением), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, применяются счет 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты" и счет 304 04 "Внутриведомственные расчеты" (п.п. 262 и 276 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
По общему правилу, вытекающему из положений Инструкции N 157н и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, поступление в доход бюджета средств может быть отражено в учете казенного учреждения (кредитора), не наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет, на основании Извещения (форма 0504805), оформленного администратором кассовых поступлений.
По закрытии финансового года суммы завершенных в финансовом году расчетов по безвозмездной передаче (поступлению) финансовых активов (обязательств), учтенные на счете 304 04 "Внутриведомственные расчеты", должны быть отражены у казенного учреждения и администратора кассовых поступлений в бюджет в корреспонденции со счетом 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (п. 300 Инструкции N 157н, п.п. 109, 122 Инструкции N 162н).
Взнос в бюджет наличных денежных средств (доходов), полученных казенными учреждениями в рамках приносящей доход деятельности, как правило, осуществляется такими учреждениями на банковские счета уполномоченных органов, предназначенные для выдачи наличных денег бюджетополучателям, с указанием реквизитов соответствующего администратора доходов (смотрите, в частности, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 02.06.2011 N 02-03-06/2530/42-7.4-05/5.3-366).
Денежные средства (доходы), внесенные казенным учреждением на счет для выдачи наличных денег бюджетополучателям, перечисляются органами казначейства на единый счет соответствующего бюджета на основании информации, указанной в Объявлении на взнос наличными (ф. 0402001) (п. 2.4 положения ЦБР от 24.04.2008 N 318-П). В свою очередь, информация о зачислении таких средств в доход бюджета отражается в выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета.
С учетом изложенного, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
У казенного учреждения:
1. Дебет КДБ 1 205 31 560 Кредит КДБ 1 401 10 130
- начислены доходы от оказания платных услуг, отражена задолженность контрагента перед бюджетом;
2. Дебет 1 201 34 510*(1) Кредит 1 205 31 660
- на основании Квитанций (ф. 0504510) и Приходных кассовых ордеров (ф. 0310001) отражено поступление в кассу учреждения от физических лиц денежных средств за оказанные платные услуги;
3. Дебет 1 303 05 730 Кредит 1 201 34 610*(1)
- по объявлению на взнос наличными денежные средства сданы из кассы для зачисления на лицевой счет администратора доходов бюджета;
4. Казенным учреждением оформлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений Извещение (форма 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению доходах бюджета (в частности, может быть указана информация о сумме дохода, контрагенте, коде бюджетной классификации*(2), наименовании дохода);
5. Дебет КДБ 1 304 04 130 Кредит КДБ 1 303 05 730
- отражено зачисление в доход соответствующего бюджета внесенных средств на основании возвращенного Извещения (ф. 0504805) с отметкой администратора доходов от приносящей доход деятельности.
У администратора кассовых поступлений по платежам в бюджет:
1. Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КДБ 1 304 04 130
- на основании поступившего от казенного учреждения Извещения (форма 0504805) отражен ожидаемый к поступлению доход бюджета;
2. Дебет КДБ 1 210 02 130 Кредит КДБ 1 303 05 730
- на основании выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета отражено зачисление в доход бюджета сумм за оказанные казенным учреждением платные услуги;
3. Администратором кассовых поступлений направлено в адрес казенного учреждения Извещение (форма 0504805) с отметкой о зачисленных в бюджет суммах доходов.