Главная / Новости

LEGAL Info

Платежный агент имеет одну зарегистрированную на его имя ККТ, заключил агентские договоры с двумя юридическими лицами по приёму платежей от физических лиц (плата за парковку) с двух рядом находящихся парковок, принадлежащих этим юридическим лицам. Поставщиками услуг являются две организации, которые владеют определенными площадями паркинга и оборудованием (поставщики). Третья организация в соответствии с условиями договора оказывает услуги по техническому обслуживанию оборудования паркинга, осуществляет организацию деятельности паркинга (далее - исполнитель, оператор паркинга). В обязанности оператора паркинга также входит обязанность принятия в пользу поставщиков денежных средств за пользование услугами паркинга. В данной части договора оператор паркинга указан как платежный агент, на которого распространяются положения Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Может ли платёжный агент принимать платежи по этим договорам через одну ККТ, не разделяя потоки в момент приема оплаты, в том числе через банковские карты?
При составлении ежемесячного отчёта заказчикам может ли платежный агент для разделения потоков денежных средств между заказчиками по согласованию всех сторон делить выручку пропорционально площадям парковок или руководствоваться данными навигационного оборудования?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оператор паркинга, в обязанности которого в соответствии с условиями договора входит прием оплаты за услуги паркинга, организацию деятельности которого он осуществляет, должен применять ККТ (выдавать кассовые чеки и осуществлять передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных).
Несмотря на то что законодательством, регулирующим деятельность платежных агентов, а также законодательством о применении ККТ прямо не установлена обязанность о разделении платежей, поступающих в пользу нескольких поставщиков (собственников помещения паркинга), порядок оформления кассового чека в рассматриваемой ситуации требует указания реквизитов конкретного поставщика. В связи с чем при получении платы за парковку необходимо выдавать кассовый чек, в котором должны быть указаны реквизиты одного поставщика.
Возможность при приеме платы за услуги паркинга разделять ее между двумя поставщиками в пропорции, установленной договором, и отражать в кассовом чеке прием оплаты в двух частях, с указанием реквизитов каждого из поставщиков отдельно, законодательством, устанавливающим порядок применения ККТ, не установлена.

Обоснование позиции:
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ).
При этом в силу п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 103-ФЗ его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (смотрите также определение ВАС РФ от 28.02.2013 N ВАС-1446/13). Расчеты с использованием банковских карт относятся к безналичным расчетам*(1).
В ст. 2 Закона N 103-ФЗ даны следующие определения субъектам правоотношений в рамках данного закона:
- поставщик - юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или ИП, получающие денежные средства плательщика, в том числе за выполняемые работы (оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ);
- плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком (п. 2 ст. 2 Закона N 103-ФЗ);
- платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ИП, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (п. 3 ст. 2 Закона N 103-ФЗ);
- оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 4 ст. 2 Закона N 103-ФЗ).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Закона N 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Отсюда можно сделать вывод о том, что платежный агент, действующий в соответствии с Законом N 103-ФЗ, является агентом и в смысле ГК РФ. Однако сфера деятельности агента, действующего от имени принципала, в соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ, является более широкой. Он вправе не только производить расчеты во исполнение обязательств физических лиц по сделкам, совершенным ими с принципалом, но и самостоятельно совершать от имени принципала сделки и иные действия. То есть платежный агент осуществляет специальный вид деятельности, ограниченный только приемом платежей. В данном случае деятельность оператора паркинга связана не только с приемом платежей, но и с совершением им иных действий - организацией деятельности паркинга.
Как указано в Определении ВС РФ от 26.05.2017 N 302-АД16-16468, действие Закона N 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги - услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику товаров (работ, услуг).
Лицо, оказывающее поставщику товаров (работ, услуг) иные услуги, помимо услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику, не является платежным агентом (п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2017) (утвержден Президиумом ВС РФ 15.11.2017).
В п. 16 письма ФНС России от 29.06.2017 N СА-4-7/12540@*(2), налоговое ведомство учло указанные выводы судов о непризнании платежными агентами (субагентами) лиц, которые помимо принятия от физических лиц оплаты в пользу поставщиков оказывали также услуги таким поставщикам. В частности, налоговым ведомством были учтены выводы, содержащиеся в Определении ВС РФ от 26.05.2017 N 302-АД16-16468 по делу N А58-600/2016 (а также в постановлениях ВС РФ от 01.04.2016 N 308-АД15-14846, от 06.07.2016 N 305-АД16-4418). Как указано в данном письме, налоговые органы в своей работе должны исходить из того, что применение Закона N 103-ФЗ распространяется на случаи, когда именно основной функцией платежного агента является функция по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику товаров (работ, услуг).
В рассматриваемой ситуации исполнитель, помимо приема платежей от физических лиц за услуги паркинга и перечисления их собственникам паркинга (поставщикам услуг), осуществляет также организацию деятельности паркинга, техобслуживание соответствующего оборудования. Как нам представляется, основной функцией исполнителя является организация деятельности паркинга, а сбор платежей от физических лиц за услуги паркинга неразрывно связан с основной функцией.
В то же время вопрос применения Закона N 103-ФЗ к рассматриваемым взаимоотношениям влияет лишь на необходимость соблюдения сторонами договора требований указанного нормативного акта. В частности, установленную частями 14 и 15 ст. 4 Закона N 103-ФЗ обязанность платежного агента при приеме платежей использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей также обязан использовать специальный банковский счет (ч. 18 ст. 4 Закона N 103-ФЗ).
При этом положения Закона N 103-ФЗ не содержат требования о необходимости раздельного учета сумм, полученных в пользу поставщиков, с которыми оператор заключил договоры. Для приема платежей оператор по приему платежей (далее - оператор, агент) должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (далее - Договор), по условиям которого оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством РФ, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ).
Таким образом, условиями договора с поставщиками (в рассматриваемом случае с собственниками площадей паркинга) может быть установлен порядок последующих расчетов с ними, в частности порядок распределения полученных оператором средств от посетителей паркинга.
В силу частей 11.1 и 12 ст. 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (исходя из положений ч. 1 ст. 1 Закона N 54-ФЗ).
В частности, оператор обязан при осуществлении расчетов применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ), зарегистрированную в установленном порядке.
При этом оператор признается пользователем ККТ для целей Закона N 54-ФЗ (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ), в обязанности которого входит передача в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Кассовый чек является фискальным документом (абз. 27 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
В силу ст. 5 и 6 Закона N 103-ФЗ кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям Закона N 54-ФЗ, в частности содержать реквизиты, указанные в п. 1 ст. 4.7 данного Закона.
Кроме этого, в соответствии с абзацем двенадцатым п. 4, абзацем шестым п. 5 статьи 4.1 Закона N 54-ФЗ приказом ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ (далее - Приказ) утверждены дополнительные реквизиты фискальных документов (Приложение 1) и форматы фискальных документов (Приложение 2), обязательные к использованию.
Так, кассовый чек должен содержать реквизиты, указанные в таблице 19 (п. 24 Приложения 2). При этом из анализа Приказа (пп. "о" п. 3 Приложения 1, таблицы 4, 5, 10, 21, 23 Приложения 2) можно выделить следующие реквизиты, которые должны применяться оператором (независимо от того, распространяются ли на него положения Закона N 103-ФЗ или нет) в рассматриваемой ситуации:
1) реквизит "признак агента", значения которого приведены в таблице 10. В примечании к данной таблице указано, что в кассовом чеке (БСО) соответствующий бит ("2" для платежного агента, или "6" - для агента (не платежного)) реквизита "признак агента" должен указывать, что пользователь осуществляет расчет, являясь соответствующим агентом*(3).
При осуществлении расчета с покупателем (клиентом) пользователем, являющимся агентом или платежным агентом, этот реквизит в фискальном документе (далее - ФД) в печатной форме принимает значение "АГЕНТ" или "ПЛ.АГЕНТ соответственно;
2) реквизит "признак агента по предмету расчета", значения которого приведены в таблице 21. При осуществлении расчета с покупателем (клиентом) пользователем, являющимся агентом или платежным агентом, этот реквизит в ФД в печатной форме принимает значение "АГЕНТ" или "ПЛ.АГЕНТ соответственно.
3) реквизит "данные поставщика", значения которого приведены в Таблице 23. В нем указываются данные:
- поставщика платежного агента в соответствии с Законом N 103-ФЗ (в случае, если пользователь признается платежным агентом);
- лица, являющегося принципалом агента в соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ, а именно, наименование и телефон поставщика;
4) реквизит "ИНН поставщика" (п. 11 Примечаний к Таблице 20).
Таким образом, в кассовом чеке, выдаваемом агентом, указываются реквизиты конкретного поставщика.
Возможность при приеме платы за парковку разделять ее между двумя поставщиками в пропорции, установленной договором, и отражать в кассовом чеке прием оплаты в двух частях, с указанием реквизитов каждого из поставщиков отдельно, законодательством, устанавливающим порядок применения ККТ, не установлена.
Однако действующее законодательство позволяет дополнять реквизиты кассового чека с учетом особенностей той сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты (п. 7 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ). Это согласуется, например, с ч. 4 ст. 5 Закона N 103-ФЗ, где указано, что кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором.
Отметим, что Приказ не содержит конкретных указаний о применении тех или иных реквизитов в различных ситуациях, в частности при необходимости распределения поступившей от покупателя платы между несколькими поставщиками в соответствии с условиями договора между ними и агентом. Разъяснений уполномоченных органов по вопросу особенностей применения ККТ при осуществлении расчетов в рассматриваемой ситуации нами не обнаружено. Отметим, что Минфин России по вопросам технической реализации расчетов, о применении реквизитов и форматов кассовых чеков, а также о формировании кассовых чеков в зависимости от различных условий считает целесообразным обращаться в ФНС России (письма Минфина России от 21.04.2017 N 03-01-15/24306, от 27.01.2017 N 03-01-11/4154, от 01.03.2017 N 03-01-15/11618, от 16.03.2017 N 03-01-15/15260, от 21.04.2017 N 03-01-15/24312, от 12.05.2017 N 03-01-15/28914).