Главная / Новости

LEGAL Info

Изначально расходы были понесены за счет средств организации в III квартале 2017 года. В IV квартале 2017 года территориальным органом ФСС было принято решение о направлении сумм уплаченных взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (расходы на медицинский осмотр в определенном размере). Как следует отразить данную операцию в бухгалтерском учете?

В настоящее время в отдельных субъектах РФ действует так называемый пилотный проект ФСС РФ. В то же время из п. 2 постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 следует, что на территории Саратовской области данный проект не применяется.
Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила).
В частности, подлежат финансовому обеспечению расходы работодателя-страхователя на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. "е" п. 3 Правил).
На основании п. 2 Правил финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников осуществляется страхователями в установленном порядке за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС РФ в текущем календарном году, то есть путем зачета в счет уплаты страховых взносов.
Поскольку первоначально работодатель самостоятельно финансирует проведение медосмотра работников, то данные затраты являются расходами по обычным видам деятельности (п.п. 5 и 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации", далее - ПБУ 10/99). Они признаются на дату начисления - в месяце представления медицинской организацией соответствующего документа по итогам проведения медосмотра (п. 16 ПБУ 10/99). В учете при этом делаются записи:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 60 - признаны расходы по проведению медосмотров;
Дебет 60 Кредит 51 - проведена оплата услуг медицинской организации.
Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (абзацы 2, 3 ст. 10, ст. 13 БК РФ).
В этой связи считаем, что средства финансового обеспечения, в том числе в форме уменьшения обязательств по уплате страховых взносов, в бухгалтерском учете следует отразить как государственную помощь (п.п. 1, 4 и 15 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" (далее - ПБУ 13/2000)).
С учетом п.п. 7 и 10 ПБУ 13/2000 предусмотрено несколько вариантов отражения принятых к бухгалтерскому учету бюджетных средств.
Так, п. 10 ПБУ 13/2000 определяет, что бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (смотрите также письмо Минфина России от 30.05.2007 N 07-05-06/141).
Из ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" следует, что понятие "отчетный период" применяется не только к периоду составления годовой отчетности, но и к периодам составления промежуточной отчетности.
В свою очередь, в силу п. 48 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" и п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н), промежуточная бухгалтерская отчетность составляется за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года.
В рассматриваемой ситуации осуществление вашей организацией расходов предшествовало вынесению органом ФСС РФ соответствующего решения. Кроме того, до вынесения решения организация не располагает сведениями о точном размере средств, которые будут получены. Учитывая изложенное, полагаем, что согласно п. 10 ПБУ 13/2000 в учете вашей организации будут сделаны следующие записи:
Дебет 76 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы" - признан прочий доход;
Дебет 69, субсчет "Расчеты по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний" Кредит 76 - уменьшена задолженность перед территориальным органом ФСС РФ по взносам на сумму произведенных расходов.
Вместе с тем, принимая во внимание целевое назначение предоставленных средств, мы считаем возможной и следующую корреспонденцию счетов (с применением счета 86 "Целевое финансирование"):
Дебет 76 Кредит 86 - отражено возникновение целевого финансирования (задолженность ФСС РФ по возмещению расходов на предупредительные меры);
Дебет 86 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы" - задолженность ФСС РФ по возмещению расходов на предупредительные меры отражена в составе прочих доходов;
Дебет 69, субсчет "Расчеты по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний" Кредит 76 - уменьшена задолженность перед территориальным органом ФСС РФ по взносам на сумму произведенных расходов.
Пункт п. 16 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99) указывает, что прочие поступления, прямо не упомянутые в данном пункте, признаются в составе прочих доходов по мере образования (выявления). Учитывая, что нормы ПБУ 13/2000 и ПБУ 9/99 не дают однозначного определения момента, когда бюджетные средства должны быть отражены в составе доходов организации или когда их можно определить как "образовавшиеся или выявленные", этот момент организации следует определить самостоятельно.
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации прочий доход (в сумме, относящейся к уже произведенным расходам) может быть признан вашей организацией на дату вынесения решения органом ФСС РФ.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Осуществление за счет средств ФСС РФ расходов, направленных на обеспечение предупредительных мер по сокращению травматизма.