Главная / Новости

LEGAL Info

Организацией принято решение заключить договоры с сотрудниками и физическими лицами (не являющимися ИП) на осуществление закупок металлолома от населения от имени и в интересах организации (принципала). Им перечисляются на банковские карточки денежные средства на закупку и начисляется вознаграждение 1% от закупленного товара. Все налоги будут начисляться с вознаграждения и перечисляться в бюджет. Необходимо ли агентам оформлять авансовый отчет, приемосдаточный акт? Как правильно отразить в бухгалтерском учете данные операции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Агенты, выполняющие расчеты с населением за принятый лом черных и цветных металлов, обязаны исполнять требования о документальном оформлении приема лома, в том числе и в части составления приемосдаточного акта.
Стороны агентского договора определяют порядок составления отчета агента (сроки представления, форму, порядок передачи документов, подтверждающих выполнение поручения принципала агентом). Утвержденный отчет агента, с приложенными к нему приемо-сдаточными актами, в бухгалтерском учете является основанием для отражения записи по счету, используемому для отражения расчетов с агентами.
Отчет агента может быть оформлен также в форме реестра приемосдаточных актов, с указанием полученных от принципала денежных сумм, остатка неизрасходованных сумм. Составление авансового отчета, указанного в п. 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, для лиц, исполняющих обязанности в соответствии с агентским договором, не предусмотрено.

Обоснование вывода:
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 ГК РФ агентский договор предусматривает две формы исполнения обязательства агентом: от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Форма исполнения обязанности агентом влияет на порядок применения ККТ и необходимость получения им лицензии на право осуществления деятельности*(1).
В рассматриваемой ситуации агент может действовать на основании лицензии, полученной принципалом в случае, если в соответствии с условиями договора он действует от имени принципала, в месте, указанном в лицензии.
При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. В таком случае ККТ применяется принципалом (письма Минфина России от 15.09.2017 N 03-01-15/59689, от 11.09.2017 N 03-01-15/58255, от 04.09.2017 N 03-01-15/56619, от 31.08.2017 N 03-01-15/55887, от 21.07.2017 N 03-01-15/46714).

Документы, оформляемые агентом

В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством РФ, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов РФ.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения утверждены постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 (далее - Правила N 370).
Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения утверждены постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 (далее - Правила N 369).
На основании п. 7 Правил N 370 прием лома и отходов цветных металлов осуществляется на основании письменного заявления лица, сдающего лом и отходы, при предъявлении документа, удостоверяющего личность. После приема и оплаты лома и отходов цветных металлов лицо, осуществляющее прием, производит на заявлении запись с отметкой о приеме, указанием номера приемосдаточного акта (далее - ПСА), который составляется на каждую партию лома и отходов цветных металлов, стоимости сданных лома и отходов и ставит свою подпись.
Прием лома и отходов черных и цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов ПСА по формам, утвержденным приложениями N 1 к Правилам N 369 и N 370 соответственно.
ПСА составляется в двух экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием). Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию (п. 10 Правил N 369, п. 11 Правил N 370). ПСА регистрируются в книге учета приемосдаточных актов (п. 11 Правил N 369, п. 12 Правил N 370).
Таким образом, агент при закупке металлолома от населения должен исполнять требования законодательства, в частности, составлять на каждую партию принятого (оплаченного) лома ПСА от имени принципала (организации).
При этом, учитывая требования законодательства относительно регистрации ПСА в журнале, в обязанности агента входит также своевременная передача ПСА, оформленных при осуществлении им своих агентских обязанностей, принципалу.
В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора (п. 1 ст. 1008 ГК РФ).
Отметим, что авансовые отчеты предназначены для контроля расходования средств, выданных под отчет сотрудникам для выполнения трудовых функций. В отличие от отчета агента, порядок и сроки составления которого устанавливаются сторонами агентского договора самостоятельно, для авансового отчета законодательно установлены как сроки его составления, так и правила выдачи денежных средств под отчет сотруднику (п. 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства").
В соответствии с п. 2 ст. 1008 ГК РФ, если агентским договором не определено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала. При этом существующей судебной практикой подтверждается достаточность предоставления агентом только копий подтверждающих документов (смотрите постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2009 N А67-3017/2009, ФАС Уральского округа от 04.06.2009 N Ф09-3641/09-С5).
В силу свободы договора, установленной п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ, его стороны вправе по своему усмотрению урегулировать в договоре форму и перечень документов, предоставляемых агентом принципалу. Например, предусмотреть составление отчета агента в виде реестра ПСА, оформленных агентом за определенный в договоре период времени, с указанием суммы денежных средств, полученных от принципала, суммы, уплаченной сдатчикам металлолома по поручению принципала и остатка неизрасходованных денежных средств на конец периода.

Бухгалтерский учет расчетов с агентом

Дебет 76, субсчет "Расчеты с агентом" Кредит 51
- перечислены денежные средства агенту;
Дебет 41 Кредит 60, субсчет "Поставщики через агента"
- оприходован металлолом на основании ПСА, оформленных агентом от имени принципала;
Дебет 60 Кредит 76 субсчет "Расчеты с агентом"
- подписан отчет агента;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет "Расчеты с агентом"
- получен остаток денежных средств, неизрасходованных агентом.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. НДФЛ с доходов от сдачи металлолома физлицами.