Главная / Новости

LEGAL Info

Муниципальное учреждение (спортивная школа олимпийского резерва, ОКВЭД - 93.19 "Прочая деятельность в области спорта") утратило статус образовательного учреждения дополнительного образования детей, не имеет лицензии на образовательную деятельность (является не образовательной организацией, а организацией спортивной подготовки). Должно ли муниципальное учреждение заключать договоры с занимающимися в рамках выполнения муниципального задания на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе?

В настоящее время на территории РФ организация спортивной подготовки осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 329-ФЗ).
Также организация спортивной подготовки осуществляется в соответствии нормативными правовыми актами Министерства спорта Российской Федерации (п. 1.1 Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (письмо Министерства спорта РФ от 12 мая 2014 г. N ВМ-04-10/2554 (далее - Рекомендации)).
Согласно определению, данному понятию "спортивная подготовка" Законом N 329-ФЗ, спортивная подготовка - это тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих такую подготовку (п. 15.1 ст. 2 Закона N 329-ФЗ).
Как прямо следует из буквального прочтения п. 15.1 ст. 2 Закона N 329-ФЗ, спортивная подготовка осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки.
Принадлежность лица, проходящего спортивную подготовку, к физкультурно-спортивной организации, осуществляющей спортивную подготовку, определяется на основании распорядительного акта о зачислении лица в такую организацию для прохождения спортивной подготовки на основании государственного (муниципального) задания за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или договора об оказании услуг по спортивной подготовке за счет средств физических и (или) юридических лиц (ч. 2 ст. 27 Закона N 329-ФЗ; п. 1.2.3 Рекомендаций).
Из п. 2.3 Рекомендаций следует, что финансовое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, производится за счет субсидий, выделяемых на выполнение государственного (муниципального) задания по оказанию государственных (муниципальных) услуг, включающих расходы на реализацию программ спортивной подготовки в установленном порядке. Помимо этого организации, осуществляющие спортивную подготовку, могут заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, в том числе оказывать платные услуги по договорам оказания услуг по спортивной подготовке с оплатой ее стоимости физическими и (или) юридическими лицами.
При этом организация, осуществляющая спортивную подготовку, самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данной организации.
Таким образом, по нашему мнению, закон прямо устанавливает альтернативную возможность получения лицом спортивной подготовки и принадлежности спортсмена к той или иной спортивной организации - или на основании государственного (муниципального) задания (бесплатно для занимающегося, без заключения договора), или на основании заключенного договора оказания услуг по спортивной подготовке с оплатой ее стоимости. Соответственно, заключения договора с каждым спортсменом, занимающимся за счет бюджетных средств, не требуется.
Вместе с тем отметим, что согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Никто не может быть понужден к заключению договора, исключение составляют лишь случаи, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. При этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ).
Полагаем, организация, осуществляющая спортивную подготовку, вправе заключить договор с любым занимающимся в ней лицом на условиях, удовлетворяющих обе стороны.
Обращаем Ваше внимание на то, что изложенная позиция является нашей экспертной точкой зрения и может не совпадать с мнением иных специалистов. В связи с этим предлагаем Вам обратиться за официальными разъяснениями в Министерство спорта Российской Федерации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

19 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.