Главная / Новости

LEGAL Info

В силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридическими лицами, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, при том, что соблюдение досудебного порядка рассмотрения спора носит императивный характер (ч. 1).
Часть 4 статьи 245 КАС РФ предусматривает, что заявление об оспаривании кадастровой стоимости подается в суд при условии соблюдения установленного федеральным законом порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если такое заявление подано гражданином.
В свою очередь, Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке", также предусматривающий возможность административного и судебного порядка рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, не содержит требования обязательного досудебного урегулирования спора о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости независимо от субъекта такого обращения (часть 1 статьи 22).
Данный Федеральный закон вступил в силу 1 января 2017 г. и ряд источников до вступления закона в силу комментировали положения этого закона как прекращение обязательного досудебного порядка по этому вопросу.
Обязателен ли в настоящий момент досудебный порядок рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости в целом, и в частности, если юридическое лицо намеревается оспаривать кадастровую стоимость, утвержденную Постановлением Правительства г. Москвы N 791-ПП от 29.11.2016 (дата утверждения кадастровой стоимости - 09.12.2016)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков утверждена постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП, то при оспаривании результатов кадастровой оценки надлежит руководствоваться положениями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", который предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Обоснование вывода:
Согласно Земельному кодексу РФ (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (п. 5 ст. 65 и ст. 66 ЗК РФ). Таковым до текущего года был Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
С 1 января 2017 г. вступил в силу специальный Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ), которым урегулированы отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации. Статьей 24 Закона N 237-ФЗ установлен переходный период применения данного нормативно-правового акта - до 1 января 2020 г., в течение которого государственная кадастровая оценка может проводиться как в соответствии с Законом N 237-ФЗ, так и в соответствии с Законом N 135-ФЗ. Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки по правилам Закона N 237-ФЗ принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ч. 3 ст. 24 Закона N 237-ФЗ). При этом в ч. 6 ст. 24 Закона N 237-ФЗ прямо указано, что его положения не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления его в силу.
Поскольку в рассматриваемой ситуации кадастровая стоимость земельных участков утверждена постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП (до начала действия Закона N 237-ФЗ), то при оспаривании результатов кадастровой оценки надлежит руководствоваться Законом N 135-ФЗ.
Положениями ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи такого заявления могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Причем результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в случае отклонения Комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо в случае, если такое заявление не рассмотрено Комиссией в течение месяца с даты его поступления*(1).
Таким образом, Законом N 135-ФЗ для данной категории споров установлен досудебный порядок урегулирования. Исключение предусмотрено лишь для физических лиц, которые могут оспаривать результаты кадастровой оценки объектов недвижимости в суде, минуя предварительное обращение в Комиссию.
Несоблюдение заинтересованным лицом установленного федеральным законом обязательного досудебного порядка урегулирования данной категории административных споров является основанием возвращения административного иска заявителю (п. 1 ч. 1 ст. 129, п. 6 ч. 2 ст. 246 КАС РФ), что подтверждается материалами судебной практики (смотрите, к примеру, определение Ставропольского краевого суда от 13.01.2017 по делу N 9а-42/2017, апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 19.12.2016 по делу N 33а-33356/2016).
Если же факт отсутствия необходимых документов, в том числе подтверждающих соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, выяснится в ходе рассмотрения дела, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании п. 5 ч. 1 ст. 196 КАС РФ оставляет заявление без рассмотрения (смотрите, к примеру, определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 08.07.2015 N 41-АПГ15-36, определение Самарского областного суда от 13.07.2016 по делу N 3а-498/2016).
Отметим, что в части оспаривания и изменения стоимости недвижимости Закон N 237-ФЗ закрепил несколько иной подход. Так, в ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде, при этом для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. То есть, по сути, процедура обжалования результатов государственной кадастровой оценки упрощена. Но каких-либо изменений в КАС РФ не внесено. При подаче административного иска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости заявитель в числе прочих документов должен приложить документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора, за исключением случая, если административное исковое заявление подано гражданином (п. 6 ч. 2 ст. 246 КАС РФ). Отсутствие таких доказательств делает невозможным рассмотрение спора по существу (ч.ч. 4, 5 ст. 246 КАС РФ). Поэтому, на наш взгляд, формально у суда имеются процессуальные основания для возвращения иска административному истцу, даже если оспаривание кадастровой стоимости недвижимости будет осуществляться по правилам Закона N 237-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

16 июня 2017 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что о соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрение ею заявления в установленный законом срок. Если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.