Главная / Новости

LEGAL Info

Управляющая компания выставила жителям счет за общедомовые нужды (далее - ОДН) - норматив по электроэнергии. Жители оплатили.
Каким образом перечислить ресурсоснабжающей организации собранный ОДН, если договор с ресурсоснабжающей организацией не заключен по причине разногласий? Можно ли указать в платежном поручении аванс за электроэнергию без ссылки на договор? Будет ли считаться оплата авансом без ссылки на договор и счет подтверждением договора, согласием с его условиями?

1. В соответствии со ст. 863 ГК РФ при расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Порядок осуществления расчетов платежными поручениями регулируется законом, а также установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Содержание платежного поручения и представляемых вместе с ним расчетных документов и их форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. При несоответствии платежного поручения указанным требованиям банк может уточнить содержание поручения. Такой запрос должен быть сделан плательщику незамедлительно по получении поручения. При неполучении ответа в срок, предусмотренный законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами, а при их отсутствии - в разумный срок банк может оставить поручение без исполнения и возвратить его плательщику, если иное не предусмотрено законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или договором между банком и плательщиком (п.п. 1, 2 ст. 864 ГК РФ).
Согласно п. 1.7.1 Плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения (Приложение к Положению Банка России от 27.02.2017 N 579-П "О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения", (далее - План счетов) представляемые клиентами распоряжения на осуществление переводов должны быть заполнены в соответствии с требованиями Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение N 383-П).
В Положении N 383-П содержатся общие правила перевода денежных средств на основании распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками, включая порядок указания значений реквизитов распоряжений, приведены перечень и описание реквизитов распоряжений, в том числе платежного поручения (Приложения 1-3 к Положению N 383-П).
Так, согласно Приложению 1 к Положению N 383-П в значении реквизита 24 "Назначение платежа" указываются назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая налог на добавленную стоимость.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.7 Положения N 383-П в процедуры приема к исполнению распоряжений включен контроль значений реквизитов распоряжений, который осуществляется посредством проверки в порядке, установленном банком, с учетом требований законодательства, значений реквизитов распоряжений, их допустимости и соответствия.
Кроме того, согласно п. 1.7.6 Плана счетов при приеме расчетных и кассовых документов на бумажных носителях ответственный исполнитель банка (бухгалтерский работник, контролирующий работник) обязан проверить, соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты, правильно ли указаны банковские реквизиты, соответствуют ли печать и подписи распорядителя счетом заявленным кредитной организации образцам.
Таким образом, при приеме платежного поручения банк обязан проверить заполнение реквизита "Назначение платежа" в части наличия наименования оплачиваемой услуги, ссылки на номер и дату договора или товарного документа. Отсутствие в реквизите "Назначение платежа" платежного поручения указанных данных может служить основанием для оставления поручения без исполнения и возврата его плательщику.
2. Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 13, подп. "д" п. 15 ст. 1, ч. 9 ст. 12) (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) расходы на оплату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с 1 января 2017 г. исключены из состава платы за коммунальные услуги и отнесены к плате за содержание жилого помещения (ч. 2 ст. 154, части 9.1, 9.2 ст. 156 ЖК РФ в редакции Закона N 176-ФЗ).
В соответствии п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя, в частности, плату за коммунальные ресурсы (в том числе и электроэнергию), потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД), при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества.
Согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер платы граждан и организаций за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется при наличии общедомового прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов*(1), утверждаемого органами государственной власти субъектов РФ в порядке, предусмотренном Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, с проведением перерасчета размера такой платы исходя из показаний общедомового прибора учета. Исключение составляют следующие случаи:
1) оснащение МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг. В этом случае размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется исходя из показаний указанной системы учета при условии обеспечения ею возможности одномоментного снятия показаний. Для применения такого порядка расчета не требуется принятия решения общим собранием собственников;
2) принятие на общем собрании собственников решения об определении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества:
- исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний общедомового прибора учета (п. 1 ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ). Применение данного варианта предпочтительно, если среднемесячное фактическое потребление меньше установленного норматива;
- исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Отметим, что согласно п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу в части услуги по электроэнергии, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, оборудованном общедомовым прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354. При этом распределяемый в соответствии с формулой 11 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объем электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема данной услуги, рассчитанного исходя из норматива потребления в целях содержания общего имущества в МКД. Исключение составляют случаи, если общим собранием собственников принято решение о распределении объема электроэнергии в размере превышения объема данной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества, между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, пп. "л" п. 11, абзац пятый п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), смотрите также письма Минстроя РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04, от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04, от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04).
В соответствии с ч. 10 ст. 12 Федерального закона N 176-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ) при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных услуг, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения указанных расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников. Под первоначальным включением расходов в плату за содержание жилого помещения следует считать их включение в указанную плату за первый расчетный период - январь 2017 года (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017 N 12АП-12062/17). Решение общего собрания собственников также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных услуг, в том числе электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов РФ, и (или) установлением или изменением норматива потребления коммунальных услуг, потребляемых при использовании и содержании общего имущества.
При управлении МКД управляющей организацией расходы на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, включаются в расчет цены договора управления в порядке, установленном договором управления, в том числе путем формирования стоимости работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества, с соблюдением правил определения (ограничения) размера таких расходов, вытекающих из положений ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ и п. 29 Правил N 491 (п. 4 письма Минстроя РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04).
В случае выбора собственниками помещений в МКД способа управления домом управляющей организацией последняя на основании пунктов 2, 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства МКД. Заключение управляющей организацией соответствующего договора энергоснабжения обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в МКД коммунальной услуги в соответствии с договором управления, в том числе потребляемой при содержании общего имущества в МКД (смотрите также п.п. 9-14 Правил N 354, п. 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, п. 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124)).
Вместе с тем обязанность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, возникновение у нее права на выставление счетов и на сбор платежей не поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия письменного договора ресурсоснабжения. Это следует из п. 14 Правил N 354, который связывает возникновение обязанности управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически (в отсутствие договора) сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией. Иное толкование п. 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей компании, не заключая договор с ресурсоснабжающими организациями, уклоняться от своих обязанностей по договору управления МКД (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.01. 2017 N 02АП-10647/16).
Таким образом, фактическое потребление коммунальных услуг свидетельствует о наличии договорных правоотношений между потребителем и управляющей организацией (исполнителем) с одной стороны, исполнителем и ресурсоснабжающей организацией с другой стороны. В связи с этим отсутствие в рассматриваемой ситуации письменного договора энергоснабжения между сторонами не освобождает управляющую организацию (исполнителя) от обязанности оплатить фактически потребленную на общедомовые нужды электрическую энергию. При этом внесение указанной платы само по себе не свидетельствует о согласии управляющей организации на заключение договора электроснабжения на условиях, предложенных энергоснабжающей организацией.
Правовая позиция относительно возможности взыскания стоимости потребленной энергии в отсутствие письменного договора изложена в п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", смотрите также постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.08.2015 N Ф08-5187/15 по делу N А32-16816/2014.

К сведению:
С 10 августа 2017 г. ст. 156 ЖК РФ дополнена ч. 9.3, согласно которой при отсутствии общедомового прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, утверждаемого органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ (подп. "г" п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества

8 декабря 2017 г.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Определение понятию "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" дано в абзаце шестом п. 2 Правил N 306, согласно которому названный норматив представляет собой определяемый в соответствии с Правилами N 306 количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в МКД в случаях, установленных Правилами N 354, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Отметим, что состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.