Главная / Новости

LEGAL Info

Проведен электронный аукцион на поставку моторных масел для учреждения. Поставщик при рассмотрении первых частей заявок подтвердил соответствие своей продукции техническому заданию. Согласно первой позиции поставляемого товара при проверке заказчиком технических характеристик на сайте производителя моторного масла выяснилось, что поставляемое масло не соответствует требованиям технического задания (вязкость, температура застывания и т.д.). Согласно второй позиции поставщик отказался представить документы, подтверждающие соответствие техническому заданию. В сети Интернет отсутствует информация по характеристике предлагаемого (согласно спецификации к контракту) к поставке моторного масла.
Является ли данная ситуация основанием для отказа подписания контракта заказчиком? Правомерным ли будет отказ от всей партии товара в данной ситуации? Что является приоритетным в решении споров: контракт или техническое задание?
Какие последствия может повлечь то обстоятельство, что в проект контракта по ошибке не было включено одно из положений, приведенных в техническом задании?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной в вопросе ситуации отсутствуют установленные законом основания для отказа заказчиком от заключения контракта с победителем аукциона.
Контракт будет являться заключенным на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации об аукционе. Для устранения ошибки, допущенной при оформлении проекта контракта, стороны вправе заключить соглашение о дополнении текста контракта недостающим положением технического задания.

Обоснование вывода:
По общему правилу по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, которым признается участник аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем (ч. 10 ст. 69, ч. 1 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ)). Уклонение заказчика от заключения контракта влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ.
Согласно ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1, ч.ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) данной статьи*(1), или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям. Кроме того, заказчик или комиссия по осуществлению закупок отказывается от заключения контракта в любой момент до его заключения при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Как видно из вопроса, приведенные условия в рассматриваемой ситуации отсутствуют.
Иных оснований для отказа от заключения контракта с победителем определения контрагента, в том числе электронного аукциона, Закон N 44-ФЗ не предусматривает.
Таким образом, после завершения аукциона*(2) отказаться от заключения контракта с победителем можно только при наличии оснований, предусмотренных ч.ч. 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Отказываться от заключения контракта по каким-либо другим причинам заказчик не вправе.
Согласно ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Законодательство РФ о контрактной системе основывается, в частности, на положениях ГК РФ, а контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Существенные условия контракта, заключаемого в соответствии с Законом N 44-ФЗ, определяются исходя из положений ГК РФ с учетом требований Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ для гражданско-правового договора существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Существенным для договора поставки, как и для всякого иного соглашения, является, в частности, условие о его предмете (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Кроме того, цена признается существенным условием для всех контрактов, заключаемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ (смотрите об этом в материале: Энциклопедия решений. Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ).
Следовательно, как нам представляется, в рассматриваемой ситуации техническое задание, будучи документом, определяющим конкретный товар, являющийся предметом контракта, должно позиционироваться в документации об аукционе как приложение к контракту и подписываться сторонами при заключении контракта.
Извещение о проведении электронного аукциона, содержащее в том числе описание объекта закупки, требования к закупаемым заказчиком работам, начальную (максимальную) цену контракта, размещается заказчиком в ЕИС (ч. 1, ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ). Направляя первую часть заявки, участник выражает свое согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе (пп. 2, пп. 3 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). В рассматриваемой ситуации до заключения контракта участник аукциона имел возможность ознакомиться с содержанием технического задания и документом, содержащим сведения о начальной (максимальной) цене контракта и, направив вторую часть заявки, согласился заключить контракт на указанных в документации условиях. Соответственно, в приведенной ситуации само по себе то обстоятельство, что в тексте контракта не содержится одно из положений, приведенных в техническом задании, не является основанием для признания контракта незаключенным по причине несогласованности его предмета.
Так как в данном случае предмет и цена контракта фактически сторонами согласованы, стороны вправе приступать к исполнению контракта, но впоследствии подписать дополнительное соглашение к контракту, внеся в его текст невключенное условие из технического задания. Поскольку, на наш взгляд, в случае подписания дополнительного соглашения к контракту стороны фактически не изменят согласованные ими на момент заключения контракта условия контракта, а лишь по существу приведут контракт в соответствие с положениями документации об электронном аукционе, подписание такого соглашения не может рассматриваться как нарушающее требования Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем в рамках этой консультации мы не можем однозначно оценить вероятность наступления неблагоприятных последствий административного характера для заказчика в связи с описанными в вопросе обстоятельствами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аносова Юлия

Ответ прошел контроль качества

30 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробно по этому вопросу смотрите материалы: Энциклопедия решений. Единые требования, предъявляемые к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ, Энциклопедия решений. Проверка соответствия участника закупки по Закону N 44-ФЗ требованиям, установленным законом для исполнения контракта.
*(2) В соответствии с ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 данной статьи (указанными нормами установлены требования к содержанию первой и второй частей заявок), аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения. Подробно по этому вопросу смотрите, например, Вопрос: Вправе ли заказчик отклонить заявку участника аукциона, если при рассмотрении второй части заявки выяснится, что в первой ее части указана недостоверная информация о предлагаемом товаре? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2016 г.).