Главная / Новости

LEGAL Info

Уполномоченным органом был проведен электронный аукцион, по результатам которого объявлен победитель. Приложением к контракту, размещенному с извещением, являются график выполнения работ и график оплаты, в котором показаны конкретные сроки выполнения работ.
Проектом контракта определен конкретный срок выполнения работ первого этапа. В этот срок работы не могут быть выполнены, поскольку контракт будет заключен позднее предполагаемой даты в связи с предписанием антимонопольного органа. Конечный срок выполнения работ может быть соблюден.
Указанные графики на момент заключения контракта являются не актуальными, так как сроки заключения контракта перенесены по причине подачи жалобы.
Имеет ли право государственный заказчик вносить изменения в графики протоколом согласования разногласий до заключения контракта (в части корректировки сроков выполнения работ 1 этапа), не меняя при этом срок окончания работ?
Если нет, то существуют ли иной законный порядок действий государственным заказчиком в сложившейся ситуации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации предусмотренные проектом контракта сроки выполнения работ могут быть изменены на основании решения контрольного органа, приостановившего определение подрядчика по результатам проведения аукциона.

Обоснование позиции:
В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения контрактов в соответствии с данным Законом и особенностей исполнения таких контрактов.
Согласно ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ контракт, заключаемый по результатам проведения электронного аукциона (далее также - аукцион), заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В соответствии с ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с ч. 2 той же статьи, размещает в единой информационной системе (далее - ЕИС) протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в ЕИС упомянутого протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС доработанный проект контракта либо повторно размещает в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона (ч. 5 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).
Как видно из приведенных норм, право урегулировать разногласия, возникшие при заключении контракта, путем направления протокола разногласий принадлежит победителю электронного аукциона, а не заказчику. Кроме того, основанием для составления протокола разногласий являются противоречия между проектом контракта и извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, заявкой участника аукциона, признанного его победителем.
Норм, позволяющих заказчику изменить проект контракта путем составления протокола разногласий, Закон N 44-ФЗ не содержит.
В соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Пунктом 2 той же статьи определено, что указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.
Однако отношения по контрактам на выполнение подрядных работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются также правилами параграфа 5 главы 37 ГК РФ и Законом N 44-ФЗ. В частности, случаи изменения государственного или муниципального контракта определяются ст. 767 ГК РФ. Пункт 1 этой статьи предусматривает согласование новых сроков выполнения подрядных работ по таким контрактам при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ. А согласно п. 2 ст. 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 той же статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом. Между тем в силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Статья 34 Закона N 44-ФЗ не указывает на возможность изменения сроков выполнения работ по контрактам. В ст. 95 того же Закона предусмотрен только один случай, когда сроки выполнения работ по контракту могут быть изменены: согласование новых сроков исполнения контракта может потребоваться в связи с уменьшением ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 этой статьи).
В других случаях оснований для изменения определенных контрактом сроков выполнения работ, в том числе по соглашению сторон, не имеется (смотрите в связи с этим постановления АС Уральского округа от 12.10.2015 N Ф09-6545/15, АС Московского округа от 07.08.2015 N Ф05-10477/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 N 13АП-1458/17, Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 N 03АП-8318/16, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016 N 08АП-12150/16, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 N 18АП-8470/16).
Отметим, что в письме от 15.11.2016 N Д28и-3147 представители Минэкономразвития России высказали мнение, согласно которому, если изменение промежуточных сроков выполнения работ не связано с этапами приемки и оплаты, предусмотренных контрактом работ, заказчик вправе заключить дополнительное соглашение об изменении промежуточных сроков выполнения работ без изменения начального и конечного сроков выполнения работ, предусмотренного контрактом. Если изменение промежуточных сроков выполнения работ связано с этапами приемки и оплаты работ по контракту, заказчик не вправе заключить дополнительное соглашение об изменении указанных сроков (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 13.10.2016 N Д28и-2762).
Однако представляется, что такая позиция не соответствует Закону N 44-ФЗ, который по общему правилу запрещает изменение любых условий контракта, не исключая и условий о промежуточных сроках выполнения подрядных работ. Оценить последствия заключения в приведенной ситуации дополнительного соглашения об изменении сроков выполнения работ в рамках этой консультации не представляется возможным.
С нашей точки зрения, в рассматриваемом случае предусмотренные проектом контракта сроки выполнения работ первого этапа не могут быть изменены сторонами по собственной инициативе ни при заключении контракта, ни при его исполнении. Аналогичный правовой подход изложен в п. 4 письма Федерального казначейства от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319.
Единственный вариант решения сложившейся проблемы, как нам представляется, вытекает из ч. 7 ст. 106 Закона N 44-ФЗ. Согласно этой норме в случае, если вследствие приостановления контрольным органом в сфере закупок (далее - контрольный орган) определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.
Следовательно, в настоящей ситуации срок выполнения работ первого этапа может быть продлен в соответствии с решением контрольного органа, приостановившего определение подрядчика по результатам проведения аукциона (смотрите также письма Минэкономразвития России от 16.03.2016 N Д28и-686, от 21.12.2015 N Д28и-3835, от 30.07.2015 N Д28и-2225).
Если решением контрольного органа возможность продления промежуточного срока выполнения работ по контракту не предусмотрена, новые сроки выполнения работ могут быть установлены сторонами только в рамках нового контракта после прекращения ранее заключенного (в частности, в случае его расторжения по соглашению сторон - ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Если же подрядчик не выполнит работы промежуточного этапа в установленный контрактом срок исключительно в связи с тем, что контракт будет заключен позднее, чем это предполагалось изначально, он, как мы полагаем, не будет нести ответственность за нарушение этого срока, поскольку просрочка в выполнении работ будет иметь место по причинам, не зависящим от него.
За официальными разъяснениями по данному вопросу заказчик может обратиться в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

16 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.