Главная / Новости

LEGAL Info

В соответствии с частью 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Подпунктом "а" п. 2 постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам..." установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных пп. "а" п. 2, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15% от цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу указанного постановления и до 01.07.2018.
Правомерно ли требовать предоставления в первых частях заявок на участие в электронном аукционе информации об объеме работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных указанным постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц?
Распространяется ли действие постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 на выполнение работ по капитальному ремонту?

Действительно, как справедливо отмечено в вопросе, пп. "а" п. 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам [...]" (далее - Постановление N 570) предписывает заказчику включать в документацию о закупке возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных указанным постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
При этом в силу пп. "б" п. 2 Постановления N 570 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, указанных в документации о закупке, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны до 1 июля 2018 года составлять не менее 15% от цены контракта и не менее 25% после указанной даты.
Из содержания и смысла приведенных норм следует, что на заказчика возлагается обязанность особо отразить в документации о закупке те виды работ, которые необходимо выполнить непосредственно подрядчику при исполнении соответствующего контракта и которые предусмотрены Постановлением N 570, а также указать их объемы. В свою очередь, подрядчик по своему усмотрению должен выбрать из перечня, указанного заказчиком, те виды работ, которые действительно будут выполняться им самостоятельно, соблюдая при этом условие о соотношении стоимости выбранных им работ и общей цены контракта. Именно такое толкование указанным нормам дается на официальном сайте Правительства РФ в сети Интернет (http://government.ru/docs/27690/).
Вместе с тем ни Постановление N 570, ни иные положения законодательства не устанавливают, каким образом подрядчик должен сделать выбор видов и объемов выполняемых им самостоятельно работ из числа возможных работ, предложенных заказчиком в документации о закупке. Это касается в том числе и случаев, когда закупка осуществляется путем проведения электронного аукциона.
В связи с этим необходимо учитывать, что согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Соответственно, учитывая тот факт, что при проведении электронного аукциона извещение об осуществлении закупки и документация о закупке готовятся и публикуются заказчиком (ч. 1 ст. 63, ст. 64, ч. 1 ст. 65 Закона N 44-ФЗ), то очевидно, что выбор подрядчиком конкретных видов самостоятельно выполняемых им работ и их объемов, подлежащих включению в контракт, может быть сделан им не иначе, как в подаваемой им заявке на участие в электронном аукционе.
В свою очередь, анализ положений ст.ст. 66-69 Закона N 44-ФЗ показывает, что конкретные виды работ, которые будут выполняться заказчиком самостоятельно, могут быть указаны им только в первой части такой заявки, так как, во-первых, перечень сведений, документов и информации, которые должны содержаться во второй части заявки (ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ), совершенно определенно не позволяет включить в нее предложения подрядчика относительно содержания заключаемого контракта, а во-вторых, вторые части заявок подлежат оценке заказчиком уже после проведения электронного аукциона (ч. 18 ст. 68, ч. 1 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, совокупное толкование вышеприведенных норм свидетельствует, на наш взгляд, о том, что подрядчик при направлении заявки на участие в электронном аукционе обязан отразить в первой ее части виды работ и их объемы, выбранные им из числа приведенных в документации об аукционе в соответствии с пп. "а" п. 2 Постановления N 570, с тем, чтобы сметная стоимость таких работ составляла не менее 15% (до 1 июля 2018 года) и 25% (после 1 июля 2018 года) от цены контракта. Соответствующее требование к заполнению первой части заявки должно быть, по нашему мнению, включено в документацию об аукционе.
Вместе с тем следует иметь в виду, что положения ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ не содержат вышеуказанного требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе. Напротив, в отношении заявки на участие в аукционе, проводимом при закупке работы или услуги, предусмотрено, что первая часть такой заявки должна содержать лишь согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а если при выполнении работы будут использоваться какие-либо товары, предоставляемые подрядчиком, - также и информацию, предусмотренную п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ говорит о том, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Совокупное толкование указанных норм свидетельствует о том, что при осуществлении закупки работ путем проведения электронного аукциона подрядчик вправе делать предложения относительно цены контракта, но не содержания условий контракта относительно самих работ.
Однако мы не исключаем того, согласие подрядчика на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, которое должно быть выражено им в первой части заявки, может быть истолковано расширительно: согласие может выражаться не только путем простого согласия с условиями, указанными в документации об аукционе, но и путем выбора подрядчиком из возможных видов и объемов работ, предложенных заказчиком в соответствии с пп. "а" п. 2 Постановления N 570, тех видов и объемов, которые действительно будут выполняться подрядчиком самостоятельно. Помимо этого в данном случае может быть применено правило о соотношении общих и специальных норм законодательства, так как Постановление N 570 принято в соответствии с положениями ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей особенности заключения и исполнения контрактов, предметом которых является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства. Иными словами, требования к содержанию документации об электронном аукционе и содержанию первой части заявки, установленные общими положениями Закона N 44-ФЗ об электронном аукционе, в этом случае дополняются специальными требованиями, установленными ст. 110.2 указанного Закона и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами.
Тем не менее следует помнить, что в связи с недавним вступлением в силу Постановления N 570 какой-либо правоприменительной практики по данному вопросу еще не сложилось, поэтому все вышеизложенное является лишь нашим экспертным мнением. В связи с этим рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями относительно требований, предъявляемых к первым частям заявок на участие в электронном аукционе, проводимом при закупке работ на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, в Минэкономразвития РФ и ФАС России.
В заключение отметим, что из ч. 1 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ и п. 1 Постановления N 570 следует, что это Постановление распространяется только на заключение тех контрактов, предметом которых является строительство или реконструкция объектов капитального строительства. Следовательно, контракты на осуществление капитального ремонта, который согласно положениям п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ представляет собой самостоятельный вид операций с объектом капитального строительства, отличный от его строительства и реконструкции, заключаются, по нашему мнению, без учета положений вышеуказанного Постановления.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

29 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.