Главная / Новости

LEGAL Info

Объявлен электронный аукцион. Размер обеспечения контракта заказчиком не установлен - 0% от начальной (максимальной) цены контракта. По итогам аукциона цена контракта снижена более чем на 25%. Контракт заключался в 2016 году с субъектом малого предпринимательства, цена контракта - менее 3 млн. руб. Необходимо ли требовать от участника закупки (победителя) предоставления им информации, подтверждающей его добросовестность, в соответствии с частью 5 ст. 37 Федерального закона от 05.04.13 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации антидемпинговые меры применяться не должны. Предъявление к участнику закупки, с которым заключается контракт, требования о предоставлении информации, подтверждающей его добросовестность, может быть квалифицировано как нарушение.

Обоснование позиции:
В силу ч. 2.1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и постановления Правительства РФ от 11.03.2016 N 182 в 2016 году при определенных обстоятельствах допускалось не устанавливать при проведении электронных аукционов требование обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем при снижении начальной (максимальной) цены контракта в ходе проведения конкурса или аукциона на 25% и более процентов заказчик обязан принять антидемпинговые меры, предусмотренные ст. 37 Закона N 44-ФЗ. В частности, согласно ч. 2 указанной статьи, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч. 1 данной статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 данной статьи. Законом N 44-ФЗ не предусмотрена возможность непринятия антидемпинговых мер в случае, когда заказчиком требование обеспечения исполнения контракта не установлено. Отсюда можно сделать вывод, что требования ст. 37 Закона N 44-ФЗ подлежат применению и в том случае, когда требование обеспечения исполнения контракта в документации о проведении аукциона не предусмотрено. Очевидно, что в тех случаях, когда документацией о проведении аукциона размер обеспечения исполнения контракта не установлен, а выплата аванса не предусмотрена, антидемпинговые меры могут заключаться в истребовании от участника, с которым заключается контракт, информации, подтверждающей его добросовестность на дату подачи заявки.
Однако, как неоднократно разъясняло Минэкономразвития России, если требование обеспечения исполнения контракта не установлено, отсутствуют и основания для применения антидемпинговых меры, предусмотренных ст. 37 Закона N 44-ФЗ (письма от 18.08.2015 N Д28и-2495, от 31.08.2015 N Д28и-2551, от 18.03.2016 N Д28и-613). Аналогичный подход представлен и в правоприменительной практике территориальных органов ФАС России (решения УФАС по Ставропольскому краю от 16.08.2016 N РЗ-1064-2016, УФАС по Челябинской области от 26.08.2016 N 632-ж/2016, УФАС по Москве от 31.08.2016 N 2-57-9472/77-16). Такой подход означает, что отказ заказчика от заключения контракта с участником, не предоставившим информацию о своей добросовестности, по основанию, предусмотренному ч. 5 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, с высокой степенью вероятности может быть квалифицирован как нарушение положений законодательства о контрактной системе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голубев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

16 июня 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.