Главная / Новости

LEGAL Info

Судебно-медицинские экспертизы проводятся в рамках уголовного и гражданского судопроизводства. Подпадают ли под действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" услуги по оплате консультаций врачей в рамках проведения судебно-медицинской экспертизы? Как отразить данные услуги в плане-графике?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, привлечение экспертов к проведению судебных экспертиз в рамках уголовного и гражданского судопроизводства должно осуществляться вне рамок законодательства о контрактной системе. Соответственно, данные услуги в плане-графике закупок отражаться также не должны.

Обоснование вывода:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее - контрагентов) и заключения с ними гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 2.1, 4, 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 1 этого Закона). Более того, ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ прямо указывает, что этот Закон основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ. Из этого следует, что отношения между заказчиками и контрагентами по своему характеру являются гражданско-правовыми, основанными на добровольном установлении сторонами гражданских прав и обязанностей на основании договора, свободном определении условий договора (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 420, п.п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ), с соблюдением требований, установленных Законом N 44-ФЗ. По смыслу положений указанного Закона (в частности п.п. 2, 3, 5, 7, 8 ст. 3, ч.ч. 1, 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ) в сферу его действия входит заключение лицами, которые в соответствии с этим Законом признаются заказчиками (в том числе государственными органами), любых гражданско-правовых договоров (контрактов), предусматривающих поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, к которым этот Закон не применяется).
Иначе говоря, Законом N 44-ФЗ регулируются не любые отношения, связанные с наличием у заказчика расходных обязательств, а лишь те, которые возникают из гражданско-правовых отношений и, соответственно, оформляются путем заключения гражданско-правового договора. К отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, урегулированным нормами административно-распорядительного характера и не предполагающим достижения сторонами какого-либо соглашения об условиях исполнения обязательств, положения Закона N 44-ФЗ применяться не могут.
Правоотношения по привлечению экспертных организаций в целях проведения судебных экспертиз не включены в предусмотренный ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ перечень случаев, на которые действие этого закона не распространяется.
Однако необходимо учитывать следующее.
Порядок назначения экспертизы судебными и правоохранительными органами регламентирован нормами процессуального законодательства (ст.ст. 195-207, 269, 282 и 283 УПК РФ, ст.ст. 79-87 ГПК РФ, ст.ст. 82-87 АПК РФ). При этом по смыслу ч. 2 ст. 195 УПК РФ круг лиц, которым может быть поручено проведение судебной экспертизы, не ограничен, экспертизы могут проводиться как в рамках государственной судебно-экспертной деятельности соответствующими учреждениями, так и на договорной основе специализированными экспертными организациями (в том числе коммерческими), осуществляющими исследования и предоставляющими заключения по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в определенной области.
Правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определены нормами Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ). Такая деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями, государственными судебными экспертами (ст.ст. 11, 12 Закона N 73-ФЗ) и состоит в организации и производстве судебной экспертизы, осуществляемой на основании определения суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя (ст. 1, ст. 19 Закона N 73-ФЗ). Финансирование такой деятельности по общему правилу производится за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 37 Закона N 73-ФЗ). При этом экспертные исследования для граждан и юридических лиц по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях производятся указанными учреждениями на договорной основе (часть третья ст. 37 Закона N 73-ФЗ).
Таким образом, законом разграничено проведение экспертных исследований в процессуальных целях на основе административно-распорядительных актов (для целей уголовного процесса) и на договорной основе (для целей гражданского, арбитражного и административного производства). И сама возможность применения норм Закона N 44-ФЗ в первом случае представляется сомнительной.
В связи с этим следует заметить, что в письме Минэкономразвития России и ФАС России от 05.03.2014 NN 4332-ЕЕ/Д28и, АЦ/7864/14 указывается, что порядок назначения экспертов, привлечения специалистов и переводчиков в уголовном судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не позволяют применять Закон N 44-ФЗ для целей регулирования правоотношений между органами предварительного следствия, органами дознания и назначаемыми (привлекаемыми) экспертами, специалистами, переводчиками. Такой вывод делается, в частности, из установления ст.ст. 69, 70, 71 УПК РФ возможности отвода дознавателем, следователем, прокурором или судом переводчиков, экспертов, специалистов. Аналогичные разъяснения были даны в письме Минэкономразвития России от 18.09.2007 N 14026-АП/Д04 относительно размещения заказов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В отношении проведения судебной экспертизы в рамках гражданского судопроизводства Минэкономразвития России в письме от 21.07.2015 N Д28и-2184 также исходит из того, что суд, назначая экспертизу, поручает ее проведение судебно-экспертному учреждению (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ). Следовательно, в случае определения судом конкретного судебно-экспертного учреждения, конкретного эксперта или нескольких экспертов положения Закона N 44-ФЗ применению не подлежат.
Аналогично в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" высказана позиция, что положения Закона N 44-ФЗ не регулируют отношения, связанные с назначением экспертизы судом, которая осуществляется по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Следует отметить, что для целей производства по делам об административных правонарушениях в законе отсутствуют указания на особый порядок привлечения экспертов для проведения экспертизы и дачи экспертных заключений. Следовательно, в таких случаях привлечение специалистов, экспертных организаций должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 04.03.2009 N Д05-1101).
В связи с этим полагаем, что привлечение экспертов к проведению судебных экспертиз в рамках уголовного и гражданского судопроизводства должно осуществляться без соблюдения порядка, предусмотренного Законом N 44-ФЗ. Разумеется, в плане-графике закупок данные услуги также отражаться не должны.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

14 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.